Грузинские впечатления. Пантеон
Nov. 24th, 2024 12:00 am
С пошлого посещения Тбилиси в 2019-м у меня оставался незакрытый гештальт, я не успела побывать в Пантеоне писателей и общественных деятелей Грузии. Мы тогда жили неподалеку, под горой, но каждый раз приходили на Мтацминду вечером, когда всё уже было закрыто.
Пантеон официально был открыт к 100-летней годовщине трагической гибели Грибоедова в Иране, в 1929 году. И первым знаменательным захоронением на этом месте было погребение Александра Грибоедова.

Не знаю почему, но захоронения Грибоедова и его жены Нины Чавчавадзе находятся в гроте и закрыты решеткой.

Грот находится на нижнем ярусе, оттуда лестница ведет на следующий ярус, к церкви Св. Давида «Мамадавити» и остальным захоронениям.
Я была в подобном некрополе в Ереване, в Праге, в Париже. Хожу в такие места не поглазеть, а поклониться памяти выдающихся людей. Здесь их тоже немало, но есть проблема — все надписи сделаны только на грузинском языке. Переводчик не работает, поскольку шрифты затейливые. Ну и интернета нет.
На русском языке надписи есть только на двух памятниках — генерала Георгия Квинитадзе и журналиста и общественного деятеля Дм. Кипиани.

Я писала, что в тот день в Пантеон пришло много людей почтить память Мераба Коставы. Пока я бродила по некрополю, люди ушли, осталось 3 мужчин у ближайшей скамейки и женщина, которая наводила порядок на могиле Коставы. С этой троицей я познакомилась, это были друзья Мераба, литераторы. Один из них предложил свою помощь в качестве гида и таким образом некоторые захоронения удалось опознать. Надгробный камень в память о Резо Габриадзе. Как не поклониться автору сценария Мимино, Кин-Дза-Дза и других шедевров? Еще при жизни Р.Г. мы были в созданном им театре марионеток, правда смотрели там не спектакль, а фильм «Знаешь, мама, где я был?» Незабываемое впечатление.

Вот тут я сама догадалась кому поставлен памятник и оказалась права. Это семейное захоронение, Верико Анджапаридзе и Михаил Чиаурели, актриса и режиссер, а еще родители обожаемой мною Софико Чиаурели.

Неподалеку покоится Серго Закариадзе, знаменитый «Отец солдата»

Памятник поэту Николозу Бараташвили.

Вскоре я распрощалась с литераторами и пошла к церкви, но зайти не решилась. Даже не знаю почему. С другой стороны от храма было еще несколько захоронений. И опять всё на грузинском. Собралась уходить.
На скамейке возле лестницы сидела женщина, я её уже видела, это она убирала на могиле Мераба Коставы. «Мои» литераторы сказали о ней, что это сестра национального героя Грузии. Она была такая печальная и одинокая, что я не смогла пройти мимо, присела рядом и мы разговорились. Никакая она оказалась не сестра, она очень любила этого человека и волею судьбы жила с его матерью, а после открытия музея Коставы они там обе работали.
Она мне показала два захоронения, находящиеся рядом. Камень поставлен в честь Ваша Пшавела, знаменитого поэта, просто камень.

На белую даму я обратила внимание еще когда бродила по этой части, но никак не могла сообразить кому же поставлен этот памятник. И не сообразила бы ни за что. Потому что поставлен он в честь Екатерины Геладзе, матери Сталина. Сказать, что я была удивлена — ничего не сказать.
Еще меня немного удивило, что Вахтанг Кикабидзе похоронен не здесь.
Что ж, гештальт закрыла, будем жить дальше.